В целях соблюдения действующего законодательства, а также прав иностранных граждан на получение образования на территории РФ сообщаю:
Согласно ст. 78 Федерального закона «Об образовании в РФ» иностранные граждане обладают равными с гражданами РФ правами на получение дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования на общедоступной и бесплатной основе.
Декларированное законодательством право получения образования, как и любые иные гарантированные государством права иностранных граждан, предполагает, что иностранный гражданин, претендующий на предоставление образовательных услуг данного уровня, находится на территории РФ законно, с соблюдением режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства.
В соответствии со ст. 55 Федерального закона «Об образовании в РФ», п.п. 2, 9 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 22 января 2014 года №32, установлен перечень документов, которые, наряду с иными, должны быть дополнительно представлены иностранными гражданами:
- Документ родителей (законных представителей), подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка);
- Документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в РФ;
- Сведения о месте жительства ребенка (его законных представителей).
- Аналогичные требования содержались в ранее действовавшем Порядке приема граждан в общеобразовательные учреждения, утвержденном приказом Минобрнауки РФ от 15 февраля 2012 года №107.
Федеральными законами «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» (ст.ст. 24, 25.8), «О правовом положении иностранных граждан» (ст.ст. 5, 6, 8, 13.2) и «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» (ст.ст. 20, 22) регламентирован порядок пребывания и проживания иностранных граждан, в том числе прибывающих в РФ в безвизовом режиме.
Согласно миграционному законодательству право иностранного гражданина на пребывание в РФ подтверждается:
- национальным паспортом (с нотариально удостоверенным переводом на русский язык)
а также одним из нижеследующих документов:
- уведомлением о прибытии с отметкой подразделения ФМС о постановке на миграционный учет;
- разрешением на временное проживание;
- видом на жительство.
Что касается места жительства иностранного гражданина в РФ (в данном случае – ребенка зачисляемого на обучение), следует отметить, что законодательство о правовом положении иностранных граждан разграничивает понятия места жительства и места пребывания.
Согласно установленному порядку, иностранный гражданин, а также его несовершеннолетний ребенок, при пересечении границы РФ заполняют миграционную карту установленного образца, которая лишь подтверждает факт пересечения границы, но сама по себе не дает никаких прав.
Учет иностранного гражданина по месту пребывания на основании уведомления о прибытии является лишь фиксацией сведений об адресе нахождения иностранца в течении 90 суток со дня пересечения границы, по истечении которых лицо обязано выехать за пределы РФ (продление данного срока для несовершеннолетних детей не предусмотрено).
Регистрация же по месту жительства осуществляется только в рамках разрешений на временное проживание, либо видов на жительство, выдаваемых не в уведомительном, а в разрешительном порядке. Во всех остальных случаях иностранный гражданин считается не проживающим, а временно пребывающим на территории РФ, соответственно, места жительства не имеет.
Таким образом, место жительства иностранного гражданина (ребенка) может быть подтверждено только выданным непосредственно ребенку разрешением на временное проживание в Москве или видом на жительство с постановкой на учет в УФМС по г. Москве. Миграционные карты и уведомления о прибытии по конкретному адресу в г. Москве, даже при наличии в них штампов подразделений ФМС о постановке на миграционный учет, не являются документами, подтверждающими наличие у иностранцев (как у несовершеннолетних, так и у их родителей) места жительства в РФ.
На основании вышеизложенного, Образовательная организация не имеет права зачислить ребенка иностранного гражданина на обучение за счет бюджета города Москвы, без предоставления его родителями разрешения на временное проживание ребенка, выданное непосредственно ребенку или вида на жительства.