Служба примирения (медиация) – является социальной службой, действующей в Московском государственном образовательном комплексе. Это альтернативная форма разрешения споров и конфликтов на основе договоренностей Сторон (вступивших в спор, конфликт, разногласие).
Служба примирения (медиация) ГБПОУ МГОК – это команда, состоящая из куратора (руководителя), ведущих примирительных программ (специалистов), со-ведущих и обучающихся-волонтеров, которые реализуют в образовательной организации восстановительный подход к конфликтам, а также к правонарушениям несовершеннолетних.
Цель службы – способствовать мирному разрешения споров в конфликтных ситуациях.
Задача - профилактика и воспитание культуры поведения в спорах.
Принципы: выбор, доступность, добровольность, равные условия, конфиденциальность, нейтральность.
Служба примирения использует следующие программы:
Служба проводит тренинги и занятия, направленные на обучение конструктивным способам общения, способности принимать согласованные решения, умение сотрудничать через опыт решения реальных конфликтных ситуаций.
Слово «медиация» происходит от латинского medius, medium, и обозначает «посередине»
Служба примирения (медиация) – это решение споров через сотрудничество между конфликтующими Сторонами, в котором принимает участие независимая от спора третья Сторона (ведущий, со-ведущий или медиатор). Технология урегулирование спора, в ходе которого Стороны общаясь друг с другом находят приемлемое для всех решение проблемы.
Третья Сторона (медиатор, посредник, ведущий, со-ведущий) - человек или группа людей, которые, являясь третьей нейтральной, независимой и не заинтересованной стороной в данном конфликте, помогают конфликтующим сторонам разрешить имеющийся спор.
Конфликты могут играть как отрицательную, так и положительную роль. Рассмотрим внимательно позитивные и негативные функции конфликтов.
Позитивные функции конфликта:
Негативные функции конфликта:
Обучающиеся большую часть своего времени находятся в образовательном учреждении, где они, общаясь с огромным количеством людей, часто сталкиваются с ситуациями, когда нужно принять решение, не откладывая на потом. Тем самым наши дети учатся жить самостоятельно, воспитывая в себе личность.
Многие родители и педагоги среди качеств, которые, как они считают, необходимы нашим детям, называют самостоятельность. Но при этом взрослые забывают, что условием формирования той самой самостоятельности является предоставление ребенку возможности самому решать затруднительные вопросы, находить выходы из конфликтных ситуаций. Окружающим подростка людям кажется, что в случае воплощения в жизнь самостоятельно принятого решения ученик «наломает дров» и поэтому из благих намерений мы спешим подсказать ему выход из ситуации, а то и активно поучаствовать в её разрешении. При этом каждый взрослый преследует свою цель: педагог - поддержание дисциплины и высоких показателей по поведению детей в школе, родители - избежать вызовов в школу, иметь возможность рассказать об успехах ребенка родственникам, друзьям, сослуживцам и др.
А чего же хочет в этой ситуации подросток? Удовлетворить свои потребности: быть услышанным, понятым, доказать, что его слово чего - то стоит.
Существует возможность, когда регулирование конфликтной ситуации осуществляется с участием третьей независимой Стороны.
Эффективная социальная работа с современными подростками может осуществляться только на основе субъект субъектного диалогового подхода, который позволяет восстанавливать взаимоотношения всех участников проблемной ситуации, а также создавать новые возможности и ресурсы.
В России с 2000 года развивается восстановительная медиация в образовательной сфере в форме «Школьных служб примирения», направленных на решение конфликтных ситуаций и профилактическую работу с правонарушениями несовершеннолетних.
Первая медиация, проведенная школьниками-медиаторами, прошла 16 декабря 2001 года в школе № 464 города Москвы, и эту дату можно считать началом деятельности школьных служб примирения в России (уже реализации, а начало разработки 2000 год).