Субъекты малого и среднего предпринимательства на базе ПОО (колледжей)

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА (ПРОГРАММЫ)

  1. Наименование проекта (программы) организации-соискателя.

Субъекты малого и среднего предпринимательства на базе ПОО (колледжей)

  1. Период реализации проекта (программы).

2021-2023 гг.

  1. Направление деятельности инновационной площадки, в рамках которого реализуется представленный проект (программа).

- Разработка, апробация и внедрение новых механизмов, форм и методов управления образованием на разных уровнях, в том числе с использованием современных технологий.

- Инновационная деятельность в сфере образования, направленная на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования.

  1. Цель (цели) проекта (программы). 1) Дать выпускникам ПОО (колледжей) возможность первого рабочего места (трудоустройства) по осваиваемой специальности (профессии). 2) Дать импульс для создания стартапов в форме субъектов малого и среднего предпринимательства.
  2. Задача (задачи) проекта (программы). 1) Закрепление самого механизма создания субъектов малого и среднего предпринимательства для СПО и расширения функций для профессиональной образовательной организации в Федеральном законе «Об образовании в РФ». 2) Дополнение категорий субъектов малого и среднего предпринимательства в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». 3) Разработка и утверждение Постановления Правительства РФ о реализации пилотной модели. 4) Разработка и утверждение Распоряжения исполнительных органов государственной власти конкретных субъектов РФ о внедрении пилотной модели в регионе. 5) Апробировать 2 формы субъектов малого и среднего предпринимательства на базе колледжей: ООО и хозяйственное партнерство.
  3. Предмет предлагаемого проекта (программы). Механизм создания субъектов малого и среднего предпринимательства для СПО.
  4. Обоснование значимости проекта (программы) для развития системы образования:

– инновационная значимость проекта (инновационный потенциал проекта);

В настоящий момент, право и механизм создания субъектов малого и среднего предпринимательства существует для организаций высшего образования. Однако, для системы профессионального образования закреплено лишь право, но не сам механизм реализации.

– практическая значимость (реализуемость) проекта (реальность достижения целей и результатов проекта и пр.);

внедрение результатов проекта позволит:

  • выпускнику получить реальное сопровождение и адаптацию на первом рабочем месте под условия рынка труда, выйти за рамки дефицитов компетенций, работая над реальными заказами под наставничеством своих мастеров и получая новые знания и навыки. Студенты смогут получить не только практикоориентированное образование в рамках ФГОС, но и повысить свою финансовую грамотность за счёт погружения в бизнес-среду.
  • органам государственной власти выстроить платформу по быстрой адаптации выпускников к работе на соответствующий сектор экономики, а также серьезный толчок для развития бизнес-среды и появление новых стартапов, в том числе на базе субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • системе профессионального образования повысить конкурентоспособность реализуемых образовательных программ среднего профессионального образования как внутри страны, так и на международном уровне;
  • профессиональным образовательным организациям развивать инфраструктуру с планомерным наращиванием производственных мощностей, а также расширить свои ресурсы, в том числе человеческие.

– корреляция проекта (программы) с национальными целями и стратегическими задачами, предусмотренными Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204            и от 21 июля 2020 г. № 474;

Корреляция с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474:

П. 1б. возможности для самореализации и развития талантов (в части формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся);

П. 1г. достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство (в части увеличения численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн. человек);

Корреляция с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204:

Соответствует целям и задачам национальному проекту "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" в части Популяризации предпринимательства и Акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства.

  1. Программа реализации проекта (исходные теоретические положения)

№ п/п

Перечень мероприятий

Содержание мероприятия, методы деятельности

Необходимые условия для реализации программных мероприятий

Прогнозируемые результаты реализации мероприятия

2021 г. (этап)*

1.

Форум АСИ «Сильные идеи для нового времени»

Экспертиза, акселерация и питчинги проекта в рамках Форума АСИ «Сильные идеи для нового времени»

Участие в Форуме АСИ «Сильные идеи для нового времени»

Проект вошел в стратегический топ Агентства

2.

Работа с порталом «Смартека»

Размещение проекта для последующего тиражирования на портале «Смартека»

Регистрация на портале «Смартека»

Проект описан и размещен на «Смартеке»

3.

Подготовка рабочей группой предложений в части внесения изменений в законодательство

Подготовка рабочей группой соответствующей документации Подготовка предложений по внесению изменений в правовые акты Российской Федерации в части изменения статуса хозяйствующих субъектов системы СПО

Сформированная рабочая группа, имеющая знания, умения и опыт в области законотворчества

Подготовлены предложения по внесению изменений в правовые акты РФ

4.

Экспертное обсуждение

Организация экспертного обсуждения с партнерской сетью АСИ

Отлаженное взаимодействие с партнёрами

Проведено экспертное обсуждение

5.

Работа с целевой аудиторией

Презентация проекта перед целевыми аудиториями, в том числе перед партнерами АСИ

Отлаженное взаимодействие с партнёрами

Проект представлен перед целевой аудиторией

6.

Работа с федеральными органами власти

Направление сформированных предложений по внесению изменений в правовые акты в соответствующие федеральные органы исполнительной власти

Наличие сформированного пакета документов, прошедшего этап экспертного обсуждения

Предложения направлены в федеральные органы исполнительной власти

2022 г. (этап)

1.

Составление перечня услуг и продуктов ГБПОУ МГОК для реализации, относящихся к категории «Сопутствующие НЕ образовательные услуги»

Анализ деятельности ГБПОУ МГОК, выделение услуг, относящихся к категории «Сопутствующие НЕ образовательные услуги»

Наличие достоверной информации о внебюджетной деятельности ГБПОУ МГОК

Составлен перечень услуг пробного СМСП

2.

Формирование команды и описание будущего функционала пробного СМСП

Отбор инициативных сотрудников

Сформированная в образовательной организации среда, среда, способствующая поиску и акселерации инициатив сотрудников и студентов

Сформирована команда и описан будущий функционал пробного СМСП

3.

Разработка бизнес-модели пробного СМСП

Разработка бизнес-плана на пробного СМСП. Разработка маркетинговой стратегии и базы потенциальных клиентов пробного СМСП. Выбор оптимальной системы налогообложения пробного СМСП

Утвержденный на федеральном уровне правовой механизм, описывающий процесс создания СМСП на базе организаций ПОО. Сформированная рабочая группа, имеющая знания, умения и опыт в области бизнес-процессов

Разработан бизнес-план пробного СМСП

4.

Утверждение и согласование бизнес-плана пробного СМСП с Учредителем

Обращение в Департамент образования и науки города Москвы с разработанным бизнес-планом

Наличие бизнес-плана, разработанного в соответствии с механизмом, описывающим процесс создания СМСП на базе организ0аций ПОО

Бизнес-план пробного СМСП утвержден и согласован с Учредителем

5.

Регистрация субъекта малого/среднего предпринимательства на базе ПОО

Обращение в соответствующие органы власти для регистрации субъекта малого/среднего предпринимательства на базе ПОО

Наличие утвержденного Учредителем бизнес-плана, наличие пакета документов, необходимого для регистрации СМСП

СМСП на базе ПОО зарегистрирован

6.

Подготовка инфраструктуры пробного СМСП

Заключение необходимых договоров аренды, подготовка помещений

Наличие утвержденного Учредителем бизнес-плана, регистрации СМСП

Подготовлена инфраструктура СМСП

7.

Формирование и оформление (трудоустройство) сотрудников

Поиск сотрудников СМСП из числа студентов ПОО, заключение трудовых договоров

Наличие утвержденного Учредителем бизнес-плана, регистрации СМСП, наличие правил отбора и сформированная кадровая политика СМСП

Сформирован штат СМСП

8.

Запуск производства

Поиск заказчиков, заключение контрактов, первичная отработка производственных процессов

Сформированный штат СМСП, подготовленная инфраструктура, наличие заключенных контрактов на оказание услуг по профилю СМСП

Запущены производственные процессы СМСП

2023 г. (этап)

1.

Подготовка учебно-методического комплекса по созданию СМСП на базе ПОО

Анализ деятельности СМСП, в частности, глубокая проработка возникших проблем и поиск путей решения

Отработанный на практике механизм организации СМСП и ведения деятельности

Подготовлен УМК по созданию СМСП на базе ПОО

2.

Трансляция опыта создания СМСП на базе ПОО

Взаимодействие с образовательными организациями города Москвы и РФ, организация конференций, форумов, встреч

Наличие описанного механизма организации СМСП и ведения деятельности, наличие учебно-методического комплекса

Опыт передан в ПОО различных регионов РФ

3.

Доработка разработанных методик и механизмов

Организация экспертного обсуждения с партнерской сетью

Наличие описанного механизма организации СМСП и ведения деятельности, наличие учебно-методического комплекса, наличие отзывов от других ПОО

Получен отработанный механизм

 

  1. Кадровое обеспечение реализации проекта (программы).

 

№ п/п

ФИО специалиста

Место работы, должность, ученая

степень, ученое

звание специалиста

(при наличии)

Опыт работы специалиста

в международных,

федеральных

и региональных проектах

в сфере образования

и науки за последние 3 года

Функции специалиста

в рамках реализации

проекта (программы)

1.

Артемьев Игорь Анатольевич

ГБПОУ МГОК, директор, кандидат педагогических наук

- Инициатива «Малые бизнес-предприятия на базе колледжей» (вошла в пул из 11 проектов-финалистов форума Агентства стратегических инициатив «Сильные идеи для нового времени»);

- Проект по подготовке и реализации тематических дополнительных общеобразовательных программ «Профильные техноотряды» (разработчик);

- Федеральная экспериментальная площадка «Разработка требований к реализации образовательных программ среднего общего образования в пределах освоения среднего профессионального образования с учетом запросов работодателей» (2015-2020 гг.);

- Ежегодная Городская конференция проектных и исследовательских работ обучающихся «Новый взгляд в науку и практику» (г. Москва) – организатор;

- Ежегодная Всероссийская (с международным участием) научно-практическая, методологическая конференция для научно-педагогического сообщества Моделирование и конструирование в образовательной среде – организатор;

- проект Департамента образования и науки города Москвы и Департамента информационных технологий города Москвы «Школа новых технологий» - курирование участия организации;

- Конкурс Министерства Просвещения Российской Федерации «Лучшие практики методических разработок для системы среднего профессионального образования» 2019 г. (первое место в номинации «Методическое сопровождение конструирования и реализации в организации СПО программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования с использованием современных технологий).

Научное руководство разработки и реализации проекта, согласование дорожной карты реализации проекта, контроль реализации дорожной карты, взаимодействие с партнерами (АСИ) и организациями, на базе которых запланирована апробация проекта. Представление проекта на уровне государственной власти.

2.

Матюхин Сергей Александрович

ГБПОУ МГОК, начальник юридического отдела

Подпроект "Малые бизнес-предприятия на базе колледжей" в рамках проекта Агентства стратегических инициатив "Сильные идеи для нового времени"

Юридическое сопровождение проекта, документационное и правовое регулирование реализации проекта, взаимодействие с партнерами.

3.

Шишкина Анна Александровна

ГБПОУ МГОК, заместитель директора, кандидат философских наук

Проект по подготовке и реализации тематических дополнительных общеобразовательных программ «Профильные техноотряды»

Контроль реализации дорожной карты, качество показателей реализации проекта, взаимодействие с организациями-партнерами.

4.

Сурина Вера Константиновна

ГБПОУ МГОК, начальник отдела

Проект по подготовке и реализации тематических дополнительных общеобразовательных программ «Профильные техноотряды»

Информационное обеспечение проекта, ведение страницы проекта на официальном сайте ГБПОУ МГОК

5.

Белевцова Виктория Олеговна

ГБПОУ МГОК, руководитель отдела координации и планирования научно-исследовательской деятельности, кандидат исторических наук

- Ежегодная Городская конференция проектных и исследовательских работ обучающихся «Новый взгляд в науку и практику» (г. Москва) – организатор;

- Ежегодная Всероссийская (с международным участием) научно-практическая, методологическая конференция для научно-педагогического сообщества Моделирование и конструирование в образовательной среде – организатор;

- проект Департамента образования и науки города Москвы и Департамента информационных технологий города Москвы «Школа новых технологий» - курирование участия организации;

- Конкурс Министерства Просвещения Российской Федерации «Лучшие практики методических разработок для системы среднего профессионального образования» (первое место в номинации «Методическое сопровождение конструирования и реализации в организации СПО программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования с использованием современных технологий»).

Документационное сопровождение проекта, научно-методическое сопровождение, рецензирование, налаживание и организация взаимодействия участников проекта.

6.

Дудина Наталья Давыдовна

ГБПОУ МГОК, педагог-психолог, специалист отдела координации и планирования научно-исследовательской деятельности, кандидат педагогических наук

- Ежегодная Городская конференция проектных и исследовательских работ обучающихся «Новый взгляд в науку и практику» (г. Москва) – организатор;

- Ежегодная Всероссийская (с международным участием) научно-практическая, методологическая конференция для научно-педагогического сообщества Моделирование и конструирование в образовательной среде – организатор;

- проект Департамента образования и науки города Москвы и Департамента информационных технологий города Москвы «Школа новых технологий» - курирование участия организации;

- Конкурс Министерства Просвещения Российской Федерации «Лучшие практики методических разработок для системы среднего профессионального образования» (первое место в номинации «Методическое сопровождение конструирования и реализации в организации СПО программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования с использованием современных технологий»).

 

7.

Кильдеев Тимур Анверович

ГБПОУ МГОК, заведующий кафедрой «Технология машиностроения» (старший методист), магистр

«УМНИК Технет-НТИ 2018» (получение гранта на выполнение научно-исследовательской работы)

Апробация пилотной модели на базе организации-заявителя (ГБПОУ МГОК). Создание субъекта малого/среднего предпринимательства на базе профессиональной образовательной организации. Методическое обеспечение.

8.

Осипов Тимофей Алексеевич

ГБПОУ МГОК, заведующий практикой (инженер), магистр

 

Апробация пилотной модели на базе организации-заявителя (ГБПОУ МГОК). Создание субъекта малого/среднего предпринимательства на базе профессиональной образовательной организации. Методическое обеспечение.

9.

Хаббатуллин Роман Радикович

ГБПОУ МГОК, инженер, магистр

«УМНИК Технет-НТИ 2019» (получение гранта на выполнение научно-исследовательской работы)

Апробация пилотной модели на базе организации-заявителя (ГБПОУ МГОК). Создание субъекта малого/среднего предпринимательства на базе профессиональной образовательной организации. Методическое обеспечение.

 

  1. Нормативное правовое обеспечение при реализации проекта (программы)

№ п/п

Наименование нормативного правового акта

Краткое обоснование применения нормативного правового

акта в рамках реализации проекта (программы) организации-соискателя

1.

Гражданский кодекс РФ

Возможность для учреждения (бюджетного и автономного) быть участником хозяйственного общества и вкладчиком в товарищество на вере с разрешения собственника имущества учреждения.

2.

Федеральный закон от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

Возможность для бюджетного учреждения вносить имущество в уставный капитал хозяйственных обществ или складочный капитал хозяйственных партнерств либо иным образом передавать им это имущество в качестве их учредителя

(участника)

3.

Федеральный закон от 03 ноября 2006 года № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях"

Возможность для автономного учреждения участия в других юридических лицах, в том числе путем внесения денежных средств и иного имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц.

  1. Возможные риски при реализации проекта (программы) и предложения организации-соискателя по способам их преодоления.

Риски при реализации проекта (программы) обусловлены возможностью утраты собственником имущества учреждения, денежных средств и особо ценного движимого и недвижимого имущества.

В связи с указанным, предлагается нормативно запретить учреждениям участие в хозяйствующих субъектах по средствам особо ценного движимого и недвижимого имущества, а также бюджетных ассигнований. При этом, возможность использования особо ценного движимого и недвижимого имущества учреждения со стороны хозяйствующего субъекта предлагается разрешить посредством их предоставления в рамках вещных прав (ст. 216 ГК РФ), за исключением права собственности.

Возможные риски при создании СМСП на базе ПОО:

Вид

Пример

Решение

Оценка возможности

Внешние риски

 

 

Недостаточно обширная клиентская база

Поиск новых партнеров и клиентов/ Изменение формата предлагаемых услуг

Высокий

Неверная оценка предполагаемого спроса

Исследование и анализ рынка

Высокий

Кража интеллектуальной собственности (разработок)

Закрепление прав на интеллектуальную собственность

Низкий

Внутренние риски

 

 

Нехватка квалификации сотрудников/студентов

Повышение квалификации, привлечение сторонних специалистов, в перспективе – реорганизация образовательного процесса

Высокий

Нехватка человеческих ресурсов

Привлечение студентов, повышение мотивации

Низкий

Возникновение непредвиденных затрат

Оптимизация расходов, привлечение средств партнёров

Средний

 

 

  1. Средства контроля и обеспечения достоверности результатов.

Освещение в социальных сетях, на сайте организации-исполнителя проекта (ГБПОУ МГОК), организация экспертного обсуждения с партнерской сетью.

  1. Организации-соисполнители проекта (программы)

№ п/п

Наименование организации-соисполнителя проекта (программы)

Основные функции организации-

соисполнителя проекта (программы)

1.

Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (Агентство стратегических инициатив, АСИ)

Информационная и экспертная поддержка проекта. Снижение административных барьеров в рамках подготовки проектов нормативных правовых актов.

  1. Перечень научных и (или) учебно-методических разработок по теме проекта (программы).

1) Положение об учебно-производственных участках ГБПОУ МГОК.

2) Учебно-методический комплекс по учебным практикам в рамках освоения профессиональных модулей по специальностям и профессиям:

Специальность: 15.02.15 Технология металлообрабатывающего производства.

ПМ.01 Разработка технологических процессов и управляющих программ для изготовления деталей в металлообрабатывающих и аддитивных производствах, в том числе автоматизированных.

ПМ.02 Разработка технологических процессов для сборки узлов и изделий в механосборочном производстве, в том числе автоматизированном.

ПМ.03 Организация контроля, наладки и подналадки в процессе работы и техническое обслуживание металлорежущего и аддитивного оборудования, в том числе в автоматизированном производстве.

ПМ.04 Организация контроля, наладки и подналадки в процессе работы и техническое обслуживание сборочного оборудования, в том числе в автоматизированном производстве.

ПМ.05 Организация деятельности подчинённого персонала.

ПМ.06 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

Специальность: 18.02.13 Технология производства изделий из полимерных композитов.

ПМ.01 Проектирование производства и технологической оснастки производства изделий из полимерных композитов.

ПМ.02 Подготовка исходных компонентов, полуфабрикатов, комплектующих и технологической оснастки для производства изделий из полимерных композитов.

ПМ.03 Обслуживание и эксплуатация технологического оборудования и технологической оснастки.

ПМ.04 Ведение технологического процесса производства изделий из полимерных композитов различного функционального назначения.

ПМ.05 Планирование и организация производственной деятельности.

ПМ.06 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностях служащих.

Специальность: 15.02.09 Аддитивные технологии.

ПМ.01 Создание и корректировка компьютерной (цифровой) модели.

ПМ.02 Организация и ведение технологического процесса создания изделий по компьютерной (цифровой) модели на аддитивных установках.

ПМ.03 Организация и проведение технического обслуживания и ремонта аддитивных установок.

ПМ.04 Выполнение работ по профессии 16045 "Оператор станков с программным управлением".

 

Профессия: 15.01.32 Оператор станков с программным управлением.

ПМ.01 Изготовление деталей на металлорежущих станках различного типа по стадиям технологического процесса.

ПМ.02 Разработка управляющих программ для станков с числовым программным управлением.

ПМ.03 Изготовление деталей на металлорежущих станках с программным управлением по стадиям технологического процесса.

Специальность: 11.02.16 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных приборов и устройств.

ПМ.01 Выполнение сборки, монтажа и демонтажа электронных приборов и устройств.

ПМ.02 Проведение технического обслуживания и ремонта электронных приборов и устройств.

ПМ.03 Проектирование электронных приборов и устройств на основе печатного монтажа.

ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

Специальность: 15.02.10 Мехатроника и мобильная Робототехника (по отраслям).

ПМ.01 Монтаж, программирование и пуско-наладка мехатронных систем.

ПМ.02 Техническое обслуживание, ремонт и испытание мехатронных систем.

ПМ.03 Разработка, моделирование и оптимизация работы мехатронных систем.

ПМ.04 Освоение одной или нескольких профессий рабочих, должностей служащих.

 

  1. Календарный план реализации мероприятий в рамках проекта (программы)

Год реализации

Мероприятия

Срок (период) выполнения

Результат

Этап 1

2021

Экспертиза, акселерация и питчинги проекта в рамках Форума АСИ «Сильные идеи для нового времени»

08.20-03.21

Проект вошел в стратегический топ Агентства

Размещение проекта для последующего тиражирования на портале «Смартека»

12.20-11.21

Проект описан и размещен на «Смартеке»

Подготовка предложений по внесению изменений в правовые акты Российской Федерации в части изменения статуса хозяйствующих субъектов системы СПО

02.21-06.21

Подготовлены предложения по внесению изменений в правовые акты РФ

Организация экспертного обсуждения с партнерской сетью АСИ

06.21-11.21

Проведено экспертное обсуждение

Презентация проекта перед целевыми аудиториями, в том числе перед партнерами АСИ

06.21-11.21

Проект представлен перед целевой аудиторией

Направление сформированных предложений по внесению изменений в правовые акты в соответствующие федеральные органы исполнительной власти

01.21-12.21

Предложения направлены в федеральные органы исполнительной власти

Этап 2

2022

Составление перечня услуг и продуктов ГБПОУ МГОК для реализации, относящихся к категории «Сопутствующие НЕ образовательные услуги»

02.21-06.21

Составлен перечень услуг пробного СМСП

Формирование команды и описание будущего функционала пробного СМСП

02.21-06.21

Сформирована команда и описан будущий функционал пробного СМСП

Разработка бизнес-плана на пробного СМСП. Разработка маркетинговой стратегии и базы потенциальных клиентов пробного СМСП. Выбор оптимальной системы налогообложения пробного СМСП.

06.21-11.21

Разработан бизнес-план пробного СМСП

Утверждение и согласование бизнес-плана пробного СМСП с Учредителем

12.21-02.22

Бизнес-план пробного СМСП утвержден и согласован с Учредителем

Регистрация субъекта малого/среднего предпринимательства на базе ПОО

02.22-03.22

СМСП на базе ПОО зарегистрирован

Подготовка инфраструктуры пробного СМСП

02.22-03.22

Подготовлена инфраструктура СМСП

Формирование и оформление (трудоустройство) сотрудников

03.22-04.22

Сформирован штат СМСП

Запуск производства

04.22-09.22

Запущены производственные процессы СМСП

Этап 3

 

2023

Подготовка учебно-методического комплекса по созданию СМСП на базе ПОО

09.22-09.23

Подготовлен УМК по созданию СМСП на базе ПОО

Трансляция опыта создания СМСП на базе ПОО

Постоянно

Опыт передан в ПОО различных регионов РФ

Доработка разработанных методик и механизмов

09.22-06.23

Получен отработанный механизм

  1. Обоснование возможности реализации проекта (программы) в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании или предложения по его (ее) совершенствованию.

В соответствии со ст.3 и ст.4 Федерального закона от 24 июля 2007 года №209-Ф№ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» субъекты малого и среднего предпринимательства являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям: хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

Исходя из смысла ст. 3 и 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года №209-Ф№ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» субъектами малого и среднего предпринимательства могут являться только коммерческие корпоративные организации.

В соответствии со ст. 66 ГК РФ учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере с разрешения собственника имущества учреждения, если иное не установлено законом.

Таким образом, законодателем регламентирована возможность создания со стороны бюджетного и/или автономного учреждения отдельных видов корпоративных коммерческих организаций.

Так в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, бюджетное учреждение вправе вносить имущество, в уставный капитал хозяйственных обществ или складочный капитал хозяйственных партнерств либо иным образом передавать им это имущество в качестве их учредителя (участника).

В соответствии со ст. 3 и ст.11 Федерального закона от 03 ноября 2006 года № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", также закреплено право автономного учреждения на участия в других юридических лицах, в том числе путем внесения денежных средств и иного имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц.

Однако на сегодняшний день указанный механизм прописан исключительно для бюджетных научных учреждений и созданных государственными академиями наук научных учреждений деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат данным научным учреждениям (Федеральный закон от 02.08.2009 N 217-ФЗ (ред. от 29.12.2012) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях.)

На основании вышеизложенного, Образовательный комплекс предлагает рассмотреть возможность принятия Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными и автономными профессиональными образовательными организациями хозяйственных обществ или хозяйственных партнерств в целях практического применения результатов образовательной и иной сопутствующей деятельности ".

Принятие соответствующего проекта Федерального закона позволит повысить уровень кадрового потенциала организаций профессионального образования, сформировать управленческие команды нового типа, решить проблему с трудоустройством выпускников образовательных организаций, а также даст возможность обучающимся защитить и реализовать стартап собственной бизнес-модели в рамках предоставленной образовательной организации возможности.

  1. Предложения по распространению и внедрению результатов проекта (программы) и по внесению изменений в законодательство Российской Федерации об образовании.

Предлагается принять проект Федерального закона, закрепляющего следующие изменения:

Статья 1.

Дополнить ст. 27 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ» ч.13, следующего содержания:

«13. Профессиональные образовательные организации, являющиеся бюджетными и/или автономными учреждениями, имеют право с учетом согласия федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления являющегося их учредителем, создавать хозяйственное общество или хозяйственное партнерство, путем внесения в его уставной капитал денежных средств или иного имущества, за исключением особо ценного движимого или недвижимого имущества, закрепленного за ними собственником или приобретенного учреждением за счет денежных средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Целью создания хозяйственных обществ или хозяйственных партнерств является практическое применение результатов образовательной и иной сопутствующей деятельности в рамках пролицензированных профессиональными образовательными организациями, образовательных программ.»

Статья 2.

Дополнить Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ» ст. 1031, следующего содержания:

«1031 Создание профессиональными образовательными организациями, являющимися бюджетными и/или автономными учреждениями, хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении результатов образовательной и иной сопутствующей деятельности в рамках пролицензированных образовательных программ.

1.         Профессиональные образовательные организации, являющиеся бюджетными и/или автономными учреждениями, имеют право с учетом согласия федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, являющегося их учредителем, создавать хозяйственное общество или хозяйственное партнерство, путем внесения в его уставной капитал денежных средств или иного имущества, за исключением особо ценного движимого и недвижимого имущества, закрепленного за ними собственником или приобретенного учреждением за счет денежных средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

2.         Целью создания указанными в части 1 настоящей статьи профессиональными образовательными организациями, хозяйственных обществ или хозяйственных партнерств является практическое применение результатов образовательной и иной сопутствующей деятельности в рамках пролицензированных профессиональными образовательными организациями, образовательных программ.

3.         Указанные в части 1 настоящей статьи профессиональные образовательные организации в качестве вклада в уставные капиталы таких хозяйственных обществ или хозяйственных партнерств вносят денежные средства или иное имущество полученные в рамках осуществления приносящей доход деятельности. Включение в устав хозяйственных обществ обязанности участников общества, являющихся профессиональными образовательными организациями, внесение вкладов в имущество общества, за исключением первоначального внесения вклада необходимого для создания общества, запрещено. Включение в устав хозяйственных партнерств обязанности участников партнерства, являющихся профессиональными образовательными организациями, внесение складочного капитала, за исключением первоначального внесения вклада необходимого для создания партнерства, запрещено.

4.         Указанные в части 1 настоящей статьи профессиональные образовательные организации вправе привлекать других лиц в качестве учредителей (участников) хозяйственного общества или участников хозяйственного партнерства.

5.         Профессиональные образовательные организации, являющиеся бюджетными и/или автономными учреждениями, вправе распоряжаться долями или акциями в уставных капиталах хозяйственных обществ и вкладами в складочных капиталах хозяйственных партнерств, владельцами которых они являются, только с предварительного согласия соответствующих собственников. Такие профессиональные образовательные организации осуществляют управление долями или акциями в уставных капиталах хозяйственных обществ и вкладами в складочных капиталах хозяйственных партнерств в качестве участников в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Права участников хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств от имени указанных профессиональных образовательных организаций осуществляют их руководители.

6.         Доходы от распоряжения долями или акциями в уставных капиталах хозяйственных обществ и вкладами в складочных капиталах хозяйственных партнерств, учредителями (участниками) которых являются указанные в части 1 настоящей статьи профессиональные образовательные организации, поступают в их самостоятельное распоряжение.»

Статья 3.

Дополнить п. 1) части 1.1. ст.4 Федеральный закон от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» абзацем з), следующего содержания:

«з) деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении результатов образовательной и иной сопутствующей деятельности профессиональных образовательных организаций, являющихся бюджетными и/или автономными учреждениями, в рамках пролицензированных ими образовательных программ.»

Кроме того, предлагается на уровне субъекта РФ, принять нормативно-правовой акт, закрепляющий за хозяйствующими субъектами созданными бюджетными или автономными учреждениями возможность использования особо ценного движимого и недвижимого имущество учреждения по средствам их предоставления в рамках вещных прав (ст. 216 ГК РФ), за исключением права собственности.

Апробацию проекта в пилотном формате предлагается распространить на следующие субъекты РФ: город Москва, город Казань, Липецкая область и о. Сахалин.

  1. Обоснование устойчивости результатов проекта (программы) после окончания его реализации, включая механизмы его (ее) ресурсного обеспечения.

Устойчивость проекта будет обусловлена дополнением действующего законодательства, а именно, закреплением самого механизма создания субъектов малого и среднего предпринимательства для СПО и расширения функций для профессиональной образовательной организации в Федеральном законе «Об образовании в РФ» и дополнением категорий субъектов малого и среднего предпринимательства в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

19. Иные материалы, презентующие проект (программу) организации-соискателя (видеоролик, презентации, публикации и др.) при их наличии.

ПРОЕКТ: СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА БАЗЕ ПОО (КОЛЛЕДЖЕЙ)